Зрение — место встречи вещей и мыслей, это жемчужные ворота между солнцем и душой

среда, 12 сентября 2012 г.

Ювелирные страсти в педагогике

   Сейчас очень активно обсуждаются проблемы инклюзивного образования. Термин «инклюзия» используется в разных  областях деятельности . К примеру, в ювелирном деле  инклюзия- это включение растений и насекомых в структуру янтаря, что значительно повышает цену камня.  По-моему, наша педагогическая общественность серьезно увязла в проблеме инклюзивного образования, как «муха в янтаре».

 
 На словах все звучит очень красиво: равные возможности для всех детей, социализация,  гуманизация, интеграция и т.д. А что на деле? Переполненные классы, школы, не приспособленные для обучения даже физически крепких детей, учителя, которые не в состоянии оказать квалифицированную помощь детям с ограниченными возможностями.
      За долгие годы    в нашей стране была создана уникальная система коррекционной помощи детям с нарушениями слуха, зрения, речи. Залогом их успешной социализации  был тот прочный  багаж знаний, которые они получали в специализированных школах, а также навыки компенсации нарушенных функций, позволяющие им найти себя в профессии, в социуме. Конечно, подобная  система специального образования требует  серьезных материальных затрат. Может быть здесь кроется причина ?   Закон о специальном обучении –  слишком  дорогое удовольствие ?
     Очень грустно наблюдать, как под видом реформирования и модернизации уничтожается институт квалифицированной педагогической поддержки детей с проблемами в развитии. Конечно, не все было идеально в советской системе специального образования. И самый уязвимый момент – это закрытость специальных школ-интернатов, вынужденная социальная изоляция детей. Но чтобы исправить эти недостатки есть различные виды и формы интеграции, которые с успехом применялись раньше, применяются и сейчас.
          В последнем журнале «Дефектология» (№3, 20012) , в статье «Отечественная система образования -  фундамент инклюзивного обучения и воспитания» Л.М. Кобрина  пишет о том, что невозможно создать систему инклюзивного обучения на пустом месте, не используя достижения предшествующих социально-педагогических систем. Она считает , что нужно не ломать сложившиеся и довольно эффективные модели обучения, а строить инновационные формы там, где это жизненно необходимо, а именно в сельской школе, где дети с ОВЗ , которые не могут быть распределены в специальные учреждения, и так находятся в условиях вынужденной интеграции. В данном случае инклюзивное обучение может помочь сохранить сельскую школу, сельскую семью как общественный исторический феномен. «Инклюзия в сельской социально-культурной среде может стать весьма полезной, но при выполнении определенных условий… таких как переподготовка педагогов общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования»
 По-моему, очень здравый  и конструктивный подход к этой животрепещущей проблеме.
 

1 комментарий:

  1. Совершенно с тобой согласна.Писала об этом в комментариях к прошлой статье. Образование медленно, но верно идет ко дну,увы...Очень жаль...

    ОтветитьУдалить